Золотая Хохлома - одно из самых значительных явлений русского народного искусства. Этот декоративно-прикладной промысел известен более трехсот лет. Свою историю Хохлома ведет с XVII столетия. Её родиной считается Нижегородское Заволжье вблизи торгового села Хохлома. Именно в этом краю, сложились особенные условия, для возникновения, этого народного промысла. Территория области, представляла собой одну большую мастерскую, в которой жители поделили между собой весь процесс изготовления предметов народных промыслов. Люди, занимающиеся отдельными операциями, силились рядом, таким образом организуя, свой "цех". У деревень, сгруппированных, таким образом, был центр. Это было крупное торговое село. Тут крестьяне сбывали выработанную продукцию. Так, вокруг торгового села Хохлома, расположились деревни, жители которой, точили и окрашивали деревянную посуду. В то время деревянная посуда, была популярна на Руси. Такие ложки и миски были не только в крестьянский избах. Были они на столе в боярском доме, да и в царском обиходе. Часто, красивая ложка или ковш, преподносились в качестве подарка. Однако, разница между крестьянской и боярской посудой, была. Расписная, с золотом посуда, была недоступна крестьянским семьям. И тогда, народные умельцы, сделали посуду, которая была не чуть не хуже боярской. Такая посуда выдерживала горячее, легко моется, долго служит. А по красоте, не уступает золотой, оставаясь при этом не дорогой и доступной беднякам. Но процесс изготовления хохломской посуды, весьма сложен. Первым делом, изделие вытачивали из дерева. Такая посуда называется "бель". Для просушки, её оставляли при комнатной температуре на 12-15 дней. После этого, ее грунтовали глиной. Это нужно потому, что дерево имеет пористую структуру, а поверхность должна быть гладкой и водонепроницаемой. Этот процесс назывался "ваплением" от слова "вап". Так называли глину растворенную в теплой воде. И снова посуда должна просохнуть. На следующем этапе изделие пропитывали льняным маслом и опять сушат некоторое время, так чтобы слой глины и масло, смешались. А потом посуду шлифовали лычным мочалом и льняными тряпками. Дальше изделие помещали в печь, на 4-5 часов. Следующая операция - шпаклевка. Смесью глины и олифы заделывали все неровности, трещинки, сучки... После очередной просушки, посуду обрабатывали олифой, чтобы появилась масляная плёнка. Эта операция повторяется 3 раза, чередуясь с просушкой. После чего посуду отправляли в печь, при температуре 80-90 градусов. Но и это еще не всё. Посуду покрывали оловянным порошком - "лудили", и она становилась "серебряной". И только после этого, изделие готово к росписи. А после очередного слоя олифы, посуду снова помещали в не горячую печь, для "каления". В печи серебряные предметы превращались в привычные для нас - золотые. Вот такой долгий путь проходила простая деревянная ложка, прежде чем стать, таким любим предметом в русских домах. Конечно, современные технологии, значительно облегчают работу мастеров. Но все же, Золотая Хохлома, остается дорогой и желанной частью в наших интерьерах и сегодня. Сейчас Хохлома, это не только посуда из дерева. Хохломская роспись, используется в текстиле, в бижутерии. Ею украшают любые предметы интерьера. А некоторые любители народных промыслов, украшают такой росписью, свои мобильные телефоны, машины.... Вещи украшенные такими мотивами, необычны, красивы, бросаются в глаза и на долго запоминаются.
|